Управление денежными потоками

Управление денежными потоками

Управление денежными потоками

Управление денежными потоками является одним из элементов комплексного управления предприятием, следовательно, не должно осуществляться самостоятельно, в отрыве от всей системы функционирования предприятия. Управление деятельностью предприятия базируется на оценке финансовых результатов (прибыли и убытки) и финансового положения (баланс). Движение денежных потоков также используется для оценки результатов работы предприятия. Все документы финансовой отчетности предприятия неразрывно связаны между собой; изменения одного элемента управления приводят к изменениям других элементов.

Отчет о движении денежных средств отражает движение денежных средств и их эквивалентов за отчетный период.

Принцип формирования отчета: прямым и косвенным методом.

Движение денежных потоков делится на три потока:

операционный,
инвестиционный,
финансовый.
Операционный поток — это поступления и платежи в ходе ежедневных операций компании.

Инвестиционный поток — отток денежных средств, направленный на инвестиции. Инвестиции — это приобретение долгосрочных активов.

Финансовый поток — это движение денежных средств в результате финансовых операций: получение и погашение кредитов и займов, уплата процентов, взносы в уставный капитал, выплата дивидендов.

Результатом отчета о движении денежных средств является чистый денежный поток — разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени.

Управление денежными потоками разделяется на стратегическое и оперативное управление. Этапы управления денежными средствами от стратегии к тактике:

1. Долгосрочное планирование деятельности предприятия (бизнес-план) на 3-5 лет. План составляется на базе долгосрочных целей предприятия, с верхним уровнем детализации.

2. Годовой бюджет с разбивкой по месяцам. Бюджет строится на базе долгосрочного бизнес-плана, с учетом текущей макроэкономической ситуации и возможностей предприятия, со средним уровнем детализации.

3. Кассовый план на месяц. Строится на основе годового бюджета, с учетом текущей ситуации функционирования предприятия, глубокий уровень детализации.

4. Платежный календарь на месяц с разбивкой по дням. Строится на основе кассового плана, максимальная детализация поступлений и платежей.

Цель всех вышеперечисленных документов — смоделировать остаток денежных средств на конец периода и оценить, достаточно ли у предприятия денег на реализацию всех планов.