Понятие и состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность представляет собой некую систему показателей. Показатели отражают итоги хозяйственной деятельности организации или предприятия за отчетный период. Отчетность составляется на основе показателей бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Кроме того, отчетность помогает объективно оценить эффективность деятельности организации или предприятия, сделать экономический анализ в самой организации.

Нельзя отрицать того требования, что отчетность должна быть достоверной и своевременной.

Функции бухгалтерской отчетности

Функции бухгалтерской отчетности предполагают две самые важные: информационную, контрольную.

Информационная функция предполагает наличие в отчетности достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации или предприятия.

Что касается контрольной функции, то она предполагает обеспечение контроля достоверности данных бухгалтерского учета. Контроль достоверности данных проводится по каждому учетному циклу. Поэтому крайне важно, чтобы отчетность проводилась за каждый отчетный период.
Значение и функции бухгалтерской отчетности трудно переоценить.

Понятие и состав бухгалтерской отчетности достаточно прозрачны. Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129ФЗ «О бухгалтерском учете» четко прописывает, что бухгалтерская отчетность организации или предприятия за год состоит из нескольких компонентов.

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о прибыли и убытках.
  • Аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.
  • Пояснительная записка.

Эти компоненты могут отличаться у бухгалтерской отчетности бюджетной организации. Кроме того, стоит отметить, что аудиторское заключение может быть в составе отчетности в том случае, если организация или предприятие приняло решение о проведении самостоятельного аудита.

Виды бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность можно разделить на три вида.

  1. Бухгалтерская.
  2. Статистическая.
  3. Оперативная.

Так как бухгалтерская отчетность составляется за отчетный период, то ее также можно разделить на группы в соответствии с периодичностью составления.

Внутригодовая отчетность состоит из отчетов за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие.
Так как обобщать статистические данные можно разными способами, то по способу обобщения можно говорить об отчетах первичных, составляемых организациями, и сводных, которые составляются на основе первичных.