ООО планирует получить процентный займ от физ. лица гражданина Украины. Подскажите пожалуйста, особенности налоговой нагрузки по данной операции на ООО и на физ. лицо?

В соответствии с п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Согласно ч. 1 ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, заимодавец имеет право на получение процентов с заемщика в размере, установленном договором.

Если заем предоставляется физическим лицом, то проценты по договору займа признаются его доходом и подлежат налогообложению НДФЛ.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ доход, который будет получен гражданином Украины в налоговом периоде (календарном году) в виде процентов, полученных от российской организации, признается доходом от источников в РФ и объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить соответствующую сумму налога. При выплате российской организацией резиденту Украины процентных доходов по договору займа российская организация в качестве налогового агента должна исчислить и удержать НДФЛ.

В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Однако следует иметь в виду, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

В отношениях с Украиной действует Соглашение от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов, в соответствии с которым проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, если такой резидент имеет фактическое право на эти проценты. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на проценты, взимаемый налог не должен превышать 10 процентов от валовой суммы процентов.

Таким образом, в случае выплаты российской организацией резиденту Украины процентных доходов по договору займа российская организация в качестве налогового агента должна исчислить и удержать НДФЛ по ставке 10 процентов.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
При этом согласно разъяснениям Минфина России и ФНС России подтверждение статуса налогового резидента для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, может быть предоставлено налоговому агенту (Письма ФНС России от 09.09.2008 № 3-5-04/497, Минфина России от 12.08.2008 № 03-08-05).

Необходимо иметь в виду, что при применении соглашения нужно быть очень внимательными. Во-первых, следует проверить, действует ли оно в периоде получения иностранцем дохода. А во-вторых, нужно правильно истолковать нормы соглашения и определить, точно ли доходы иностранца подпадают под льготное налогообложение. Поэтому если с этим возникают какие-то трудности, то необходимо обратиться за разъяснениями в налоговую инспекцию.

Кроме того, при получении российской организацией займа от иностранного гражданина следует помнить, что согласно п.п. 9 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» по нормам валютного законодательства получение российской или иностранной валюты от нерезидента по договору займа (кредитному договору) является валютной операцией.

В соответствии с действующим законодательством физическое лицо — нерезидент должно внести сумму займа на банковский счет организации. Организации необходимо будет оформить паспорт сделки, если полученная от физического лица — нерезидента Российской Федерации в рублевом эквиваленте сумма превысит 50 тыс. долл. США по официальному курсу валют Банка России на дату заключения договора займа (перечисления денег на счет организации).

Что касается учета полученного организацией займа, то при отражении в учете всех операций необходимо учитывать, что в целях бухгалтерского и налогового учета средства, полученные (возвращаемые) по договору займа, не являются доходами (расходами).