Согласно действующему законодательству бухгалтер должен четко оперировать термином «реклама» и понимать под ним распространение информации о продукции с целью расширения каналов сбыта, любыми законными способами и формах для неограниченной аудитории. Объектом учета выступают затраты, понесенные для организации фестивалей, конкурсов, изготовления брошюр и листовок, размещение информации в периодических изданиях и т.п.
Рекламные расходы в бухгалтерском учете могут быть признаны исключительно по таким критериям:
- Экономически обоснованы на основании документов (заключенного с рекламщиком договора);
- Сумма может быть определена;
- Осуществление приводит к уменьшению экономических выгод, но направлено на получение дохода.
Бухгалтерский учет расходов на рекламу предполагает полное отражение в отчетности затраченной суммы, которая зафиксирована в документах. В этом случае бухгалтер руководствуется положениями РПБУ, и использует метод начисления. Однако бухгалтер должен умело корректировать разницу, которая возникает в финансовом и налоговом учете. Согласно НК РФ рекламные расходы группируются в две группы: нормированные и ненормированные, исходя из этого, отличается порядок их отражения в учете.
Как учитывать расходы на рекламу по требования НК РФ
Первоначально бухгалтер должен детально изучить ст. 252 НК РФ, чтобы правильно распределять затраты на нормированные, которые учитываются в ограниченной сумме, и ненормированные – учитываются полностью.
Среди ненормированных следует отметить такие затраты:
- Размещение информации через СМИ – радио- и телевещание, печатные издания и т.п.;
- Все виды наружных реклам;
- Принятие участия в выставках, фестивалях, ярмарках;
- Создание экспонатного вида на витринах и демонстрационных залах;
- Действие системы скидок или уценка, товаров которые не соответствуют первоначальных качественным характеристикам.
Сущность нормированных заключается в том, что для уменьшения базы налогообложения в состав расходов можно включить только те затраты, сумма которых не превышает 1% выручки без НДС (ст. 264 НК РФ). К ним относят затраты на приобретение призов, для победителей розыгрышей, которые организовало руководство предприятия.
Разница, которая возникает по данным бухгалтерского и налогового учета, отражается как налоговое обязательство по налогу на прибыль.