Из века в век внимание, которое уделяется развитию науки, культуры и техники, является основным показателем цивилизованного общества. Так было, есть и будет всегда. Именно уровень культурного развития общества и его интеллектуального потенциала в итоге определяет то, как успешно в данном обществе будут решены экономические проблемы, стоящие перед ним. И только при наличии необходимых условий, культура, наука и техника, так называемые нематериальные активы, способны развиваться соответствующим образом и приносить пользу.
- Чаще всего нематериальные активы (НМА) подразделяют на 4 группы:
- права на интеллектуальную собственность, из которых, в свою очередь, выделяют права на объекты промышленной собственности, права на объекты ноу-хау, права на объекты авторского права и смежных прав;
- имущественные права (право пользования ресурсами: земельными, лесными, водными);
- отложенные или отсроченные расходы (расходы, возникающие при создании организации: оплата услуг юристов, государственные пошлины и др.);
- цена фирмы (данный актив не может быть продан отдельно от фирмы).
Для того чтобы руководитель организации мог достоверно определить потенциал своего предприятия, ему необходимо четко представлять какими активами владеет компания и какова их рыночная стоимость, что в итоге могут принести фирме имеющиеся активы. Только имея в своем арсенале данную информацию, можно эффективно управлять организацией, держа руку на пульсе, не боясь внутренних и внешних скачков в экономике, либо во время определить момент, когда бизнес может дать трещину, и принять соответствующие меры.
Произведя оценку активов компании (как материальных, так и нематериальных) с помощью независимых оценщиков, можно получить достоверную информацию об их стоимости.
Основные способы оценки стоимости нематериальных активов
При оценке нематериальных активов предприятия используются те же способы, что и при оценке иных активов организации: доходный, затратный и сравнительный. Но следует помнить, что нематериальные активы являются не совсем стандартным объектом оценки, поэтому использование данных способов имеет свои особенности в отношении НМА.
Например, товарный знак. Как определить его рыночную стоимость, используя затратный способ, в рамках которого размер стоимости объекта оценки зависит от расходов, которые необходимо произвести, чтобы создать объект оценки. И здесь, если говорить о новом, ранее неиспользуемом товарном знаке, то такое сопоставление возможно, при том, что затраты сделаны не так давно. Но если мы говорим о давно известном товарном знаке, то произведенные на его создание расходы мало соотносятся с его рыночной стоимостью. И не важно будут это расходы на рекламу или затраты на регистрацию.
Применить к оценке нематериальных активов сравнительный способ также можно не всегда. И связано это с тем, что нематериальные активы по большей части продаются вместе с делом, и очень редко отдельно. К тому же существуют объекты интеллектуальной собственности (например, патенты, права на произведения искусства), которые чаще всего не имеют полностью тождественных аналогов, с которыми можно сравнить объект оценки. Истории известны случаи покупки бизнеса только ради бренда или технологии, которой владеет предприятие, но определить долю нематериальных активов в общей стоимость сложно.
Остается доходный способ оценки нематериальных активов, который можно считать основным при оценке стоимости НМА. Данный способ основывается на ожидаемых доходах, которые владелец объекта оценки рассчитывает получить за него. При использовании данного способа ищется возможность определить доход, который относится к оцениваемому нематериальному активу, тем самым определяется стоимость НМА с помощью использования капитализации либо дисконтирования (обычных методов доходного способа).
В заключении можно отметить, что использование того или иного способа оценки зависит от вида нематериального актива, который оценивается.