Добрый день! Подскажите, пожалуйста, наша организация ООО на УСН (доходы минус расходы) приобрела в кредит помещение под офис. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы включить в расходы (налогооблагаемую базу) эти затраты?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу могут учитываться расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ названные расходы учитываются с момента ввода основных средств в эксплуатацию и отражаются в налоговом учете в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, что указано в пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. При этом данные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Из абз. 9 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ следует, что, если право собственности на основное средство подлежит государственной регистрации, затраты учитываются в расходах с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, учесть расходы на приобретение помещения под офис в целях налогообложения можно при одновременном выполнении следующих условий:

— основное средство оплачено;

— основное средство введено в эксплуатацию;

— основное средство используется для осуществления предпринимательской деятельности;

— есть документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию прав.

При этом НК РФ не содержит положений об учете в составе расходов при налогообложении затрат на приобретение объектов основных средств в зависимости от источника их приобретения. Поэтому не имеет значения, за счет каких средств — собственных или заемных — они приобретены, важно, чтобы расходы были экономически обоснованы и документально подтверждены.

Кроме того, абз. 6 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что первоначальная стоимость основного средства, созданного или приобретенного при применении упрощенной системы налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, формируется по правилам бухгалтерского учета. Поэтому часть процентов по кредиту, уплаченных банку до ввода основного средства в эксплуатацию, вы можете учесть в первоначальной стоимости помещения (п. п. 7, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).

А вот проценты, выплачиваемые банку уже после ввода основного средства в эксплуатацию, нужно учитывать в расходах на дату их уплаты банку.